Вторичный рынок автомобилей с гибридными силовыми установками в РФ достаточно беден. Сам по себе гибрид удобен для городских поездок — модели с тяговой батареей на борту могут проехать без подзарядки до 80-100 км. В остальных случаях гибридный автомобиль расходует столько же топлива, сколько и машина с классической силовой установкой на основе ДВС.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!
Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий
Подписаться
Существует два основных типа гибридных автомобилей:
- HEV, при которой на борту имеется батарея малой емкости, а электродвигатель используется кратковременно;
- PHEV, с возможностью зарядки батареи от внешнего источника, способный проехать до 100 км на электрической тяге.
Теоретически, гибридный автомобиль расходует меньше топлива и отличается улучшенной динамикой разгона. По факту ощутимая экономия топлива достигается только на гибридах PHEV при эксплуатации только на электрической тяге. На российском рынке представлено несколько моделей китайских кроссоверов с генераторной установкой на базе ДВС, тяговой батареей и электродвигателями. Но основная масса машин на вторичном рынке относится к группе HEV.
Экономическая эффективность
Исправный гибридный автомобиль компактного класса расходует на 1-3 л меньше топлива, чем машина с двигателем аналогичного объема без вспомогательных электромоторов.
Например, распространенные на вторичном рынке Toyota Prius расходуют на трассе около 5,6 л на 100 км при скорости 120-130 км/ч. Для сравнения, не менее популярный VW Polo российской сборки в схожих условиях расходует около 7 л. Разница по затратам на топливо составит 100-150 руб. на каждые 100 км. При типовом ежегодном пробеге в 10 тыс. км владелец гибридного автомобиля сэкономит на топливе не менее 15 тыс. руб.
Новая высоковольтная батарея с гарантией имеет цену по состоянию на весну 2025 г. в пределах 160 тыс. руб. Таким образом, вся экономия на топливе будет перекрыта стоимостью батареи. Если автомобиль покупается на несколько лет и замена батареи не планируется, то гибрид позволит немного сэкономить на расходах на топливо.
Насколько чувствительна экономия 50-70 тыс. руб. за 3-4 года – вопрос спорный. Кроме того, замена циркуляционного насоса системы охлаждения инвертора резко сократит экономию, а установка новой помпы и заливка свежего антифриза относятся к регламентным работам.
Батарея
Любой гибрид оснащен батареей, стоимость которой в условиях 2025 г. превышает 150-200 тыс. руб. (цена зависит от модели и года выпуска автомобиля). Перед покупкой нужно провести диагностику аккумулятора в специализированном сервисе — никакие кустарные методы не позволят понять состояние батареи. Чем старше машина и чем больше пробег, тем выше вероятность выхода батареи из строя. Если предыдущий владелец заменил аккумулятор, то проверка все равно не повредит. Не исключено, что вместо оригинала использован упрощенный аналог, не отличающийся долговечностью.
Гибридный автомобиль не любит длительных простоев, приводящих к глубокому разряду батареи. Если аккумулятор был хотя бы раз полностью разряжен, то восстановить исходную емкость удается не всегда. При эксплуатации автомобиля в южных регионах не исключена другая проблема – выход батареи из строя по причине перегрева. Гибриды выпуска с 2014-16 гг. имею хорошую систему защиты и охлаждения, практически исключающую проблему перегрева батареи. В специализированных сервисах батарею могут восстановить путем замены элементов, что снизит стоимость ремонта и содержания автомобиля.
Инвертор
Распределение потоков электроэнергии между батареей и тяговыми электродвигателями в гибридном автомобиле осуществляется инвертором. В процессе эксплуатации инвертор нагревается, для отвода избыточного тепла используется отдельная от теплообменника ДВС система охлаждения с электрическим насосом. Владелец автомобиля должен уделять особое внимание системе охлаждения инвертора, в противном случае узел выйдет из строя из-за перегрева. Радиатор требуется регулярно промывать от грязи, циркуляционный насос редко выдерживает больше 120 тыс. км. Также нужно регулярно менять антифриз, который в зависимости от производителя и состава имеет срок службы не более 4 лет.
Тормоза
Гибридные автомобили используют систему рекуперативного торможения, снижающую нагрузку на стандартные фрикционные тормоза. В результате на дисках образуется слой ржавчины, не исключено заедание колодок на направляющих или закисание поршней в суппортах. Тормоза гибридных автомобилей при эксплуатации в российских условиях требуют ежегодной ревизии, хотя срок службы колодок и дисков больше, чем на автомобилях с классическим двигателем внутреннего сгорания.
Трансмиссия
Гибридные автомобили HEV оснащаются коробкой передач с планетарным редуктором, объединяющим ДВС, тяговый электродвигатель и генератор в единый модуль. Ресурс коробки достаточно большой, важно своевременно обслуживать агрегат в соответствии с требованиями производителя. Коробку передач нужно проверять в условиях сервиса, своими силами найти многие проблемы просто не получится. Интервал между ТО может быть меньше, чем на автомобилях с классическим ДВС. На вторичном рынке можно найти гибриды с вариатором Jatco, от покупки которых лучше отказаться в силу не слишком удачной конструкции коробки - замена гидроблока возможна только на новый узел, использовать гидроблок от другого экземпляра вариатора не получится.
Риски
Большинство автомобилей с гибридной силовой установкой ввозится из Японии или Северной Америки. Перед покупкой только что доставленного экземпляра нужно убедиться, что машина не тонула и не была в серьезной аварии. Подтверждением прошлого могут стать аукционные документы с перечислением недостатков. Пострадавшие в результате наводнения или аварии автомобили восстанавливаются с минимальным вложением средств, что позволяет найти проблемы при мало-мальски внимательном осмотре. Рекомендуется проверять электронику и батарею в условиях специализированного сервиса, поскольку неопытный покупатель просто не обратит внимания на ряд проблем.
Заключение
Эксплуатация автомобиля с гибридной силовой установкой не даст ощутимой экономии на топливе. Целесообразность приобретения машины на вторичном рынке определяется только личными предпочтениями покупателя. Одному человеку понравится дизайн гибридных автомобилей, другому – несколько улучшенная динамика разгона. Любой гибридный автомобиль требует специфического обслуживания, перед покупкой нужно убедиться в наличии сервиса, способного качественно выполнить такие работы.